Главное меню
Главная
Здесь есть все!
Кто виноват?
Что делать?
Что?
Где?
Когда?
Вокруг да около
Загадки нового света

 Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с выбором светильника. Вспоминая себя в этот момент, я удивляюсь, насколько быстро мое стремление грамотно организовать освещение сменилось желанием купить обычную люстру. Декоративная подсветка, закарнизный свет, рабочий — ничего из задуманного реализовать так и не удалось. Работая теперь в полумраке, ругаю себя за это…

всегда к месту
Многие читатели наверняка удивятся: что же плохого в люстре? Большинство рядовых российских граждан пользуются в квартирах центральным потолочным светильником и вполне довольны освещением. Не обходятся без него и обладатели дизайнерских интерьеров. К примеру, какая классическая обстановка без роскошной хрустальной люстры? Разве помещения, оформленные в современном стиле, не предполагают светильники простых геометрических или, наоборот, вычурных авангардных форм? Разве можно создать стиль кантри, не используя потолочный светильник из керамики или искусственных цветов? И неужели этнику не захочется подчеркнуть светильником с восточными узорами, прямыми линиями японского минимализма или бумажными китайскими фонариками?

Какой стиль ни возьми — люстра не будет лишней. Так почему же у меня через пару месяцев после установки модной, красивой и так подходящей к интерьеру люстры возникли мысли вернуть под потолок старенькую, служившую мне еще с советских времен, с безвкусными стеклянными плафонами и до безобразия простой арматурой? Ответ прост: не хватает света.

С наступлением холодных пасмурных дней и темных осенних вечеров комната стала хмурой и неприветливой. Ее мрачное настроение поневоле передается и мне, выражаясь то в легкой грусти, то в глубокой депрессии. Новые шторы не радуют, любимая музыка не воодушевляет, а интересные фильмы не интригуют. Пессимизм, да и только. «Довольно!» — однажды говорю я себе. И отправляюсь в салоны и магазины на поиски светлого чуда.


нормы и правила

Приступая к проектированию освещения, в первую очередь нужно определить необходимое количество света для данного пространства. В последние годы появилось немало таблиц определения норм освещения. Так, нормой общего освещения для гостиной считается 75–100 люкс, для кухни и кабинета — 150–200 люкс, для прихожей — 50–75 люкс. Что же делать, если комната является одновременно и гостиной, и кабинетом? Казалось бы, можно действовать по правилу «больше — не меньше». Однако нужно помнить: плохо, если света в комнате недостаточно, и плохо, если его слишком много, — такая среда агрессивна для человека. Поэтому необходимо предусмотреть системы регулирования света (например, диммеры), позволяющие варьировать освещенность в зависимости от того, отдыхает человек или работает. Другой выход — зонирование комнаты. Тогда для рабочей зоны можно выбрать яркие источники света, а в зоне отдыха использовать мягкие, рассеивающие.


Действие света на организм человека многообразно, поэтому при проектировании искусственного освещения необходимо учитывать больше факторов, чем предусматривают существующие правила и нормы. Так, цвет стен в комнате, размер окна, освещается ли комната солнцем — все это имеет определенное значение и сказывается на создаваемом настроении помещения.

Возьмем для примера рабочее место. Для тех, кто работает и в офисе, и дома, нужно организовать одинаковые условия освещения рабочего места на работе и в домашнем кабинете. Однако это может создать впечатление «вечного» рабочего дня, что, в свою очередь, явно не будет способствовать сохранению работоспособности. Вывод: в освещении рабочих мест должны быть существенные отличия, например, разные способы освещения. Таким образом, главная задача при проектировании рабочего освещения — создание условий, обеспечивающих максимальную работоспособность и минимальную утомляемость.

Высчитывая нормы освещенности, необходимо помнить, что источники света имеют разную светоотдачу. Так, у ламп накаливания самая низкая светоотдача — 7–17 Лм/Вт, галогенные лампы «отдают» 14–30 Лм/Вт, светодиоды — 25 Лм/Вт, люминесцентные лампы — 90 Лм/Вт. Различаются источники света и по цвету излучения, поэтому для гостиной и кухни предпочтительны галогенные лампы, для кабинета — сочетание галогенных и люминесцентных, для прихожей, спальни и ванной — комбинация галогенных и ламп накаливания.

И наконец, не стоит забывать о цветовом оформлении светильников. Зеленые абажуры обуславливают в интерьере атмосферу спокойствия и располагают к общению, оранжево-красные оттенки оказывают возбуждающее действие, фиолетовый — цвет творчества, ему отдают предпочтение люди с нестандартным мышлением. Выбирая необычные, яркие цвета светильников, не забывайте, что в помещении желательно иметь только один «цветной» источник света, остальные должны быть оттенков белого.

многоуровневый свет

Недостаток света в комнате — не та проблема, которую можно решить тривиальным увеличением мощности ламп. Тут все гораздо серьезнее, и нужен комплексный подход.

В гостиной для создания комфортной обстановки лучше организовать три световых уровня: верхний светильник для общего освещения, бра — в качестве рабочего, торшер — для общения тет-а-тет и чтения.

В спальне основные трудности вызывает создание местного освещения около шкафа. Как правило, в карниз шкафа встраиваются точечные светильники с галогенными лампами мощностью от 20 до 50 Вт. Можно использовать также галогенные лампы на гибких кронштейнах, позволяющих направить световой поток непосредственно на содержимое шкафа. Рядом с кроватью достаточно будет лампы накаливания 25 Вт или галогенной, 20-ваттной. Общий свет лучше всего обеспечивает закарнизное освещение — мягкий и равномерный отраженный свет успокаивает, настраивая на сон.

В кабинете общий свет создаст люстра, возможны встроенные точечные светильники, а при наличии нескольких рабочих зон уместны шинные системы. С помощью мобильных светильников, которые передвигаются по шине и поворачиваются, свет можно направлять, изменять его интенсивность. Такие светильники не только функциональны и имеют высокие технические характеристики, но и выглядят вполне презентабельно. И конечно, ни один кабинет не обходится без настольной лампы, создающей уют.

На кухне источники света решают разные задачи. В рабочей зоне кухни лучше использовать точечные светильники, встроенные в карниз навесных шкафов или подвесной потолок. На нижней части верхних шкафов можно также укрепить удлиненные лампы. Над столом необходимо предусмотреть светильник на подвесе, но только без рассеивания и, проверив, не будет ли свет от него «бить» в глаза. Над удлиненным столом хороши несколько светильников небольших размера и мощности. Актуальны на кухне и системы на токонесущих шинах с низковольтными галогенными лампами.

В детской должно быть как минимум три световых источника: общего света, над письменным столом, над кроватью. Если комната рассчитана не на одного ребенка, проблему общего света решат натяжные системы, собранные на потолке в форме треугольника. Они гораздо лучше защищены от детских шалостей, нежели люстра.


Ванная комната — помещение повышенной влажности, поэтому здесь немаловажна безопасность световых приборов. Подойдут 12-вольтные галогенные лампочки с закрытыми абажурами из матового стекла. Как правило, их монтируют в подвесные потолки, а также используют в спотах, расположенных непосредственно у зеркала. Любителям принимать успокаивающие ванны, возможно, захочется создать «звездное небо» из «созвездий» миниатюрных светодиодов или «галогенок».

В прихожей общего освещения, созданного точечными галогенными лампами, может оказаться недостаточно. Поэтому около зеркала, на уровне глаз, необходимо установить два дополнительных светильника.

 


закарнизное освещение

Закарнизный свет — излюбленный прием дизайнеров. Оно и понятно: свет получается мягким, отраженным, не дает жестких теней. Кроме того, возникает иллюзия более высокого потолка. Любой интерьер предстает при закарнизном свете выигрышно. В то же время порой создается легкий полумрак, тогда для полноценного общего освещения в центре потолка монтируют небольшой поточный светильник, который включают при необходимости. Иногда дополнением служат встроенные точечные светильники или источники рабочего света, расположенные там, где свет необходим прежде всего, например у зеркала, над столом.

Зачастую при непрофессиональной организации закарнизного света его преимущества оказываются малозаметными. Нужно не только правильно выбрать тип ламп, но и грамотно их расположить. Для создания закарнизного света используют люминесцентные лампы, оптоволоконную подсветку, светодиоды, неоны.

Если используют люминесцентные светильники, их распределяют в карнизе под потолком. Когда при этом между светильниками остается пространство, световое пятно на потолке получается пунктирным, прерывистым. Избежать подобного недочета можно, используя специальные тонкие лампы, которые перекрываются при крепеже, так что на потолке образуется сплошная световая полоса.

Кроме того, в случае люминесцентных ламп не обойтись без так называемых электронных пускателей. Как известно, люминесцентная лампа излучает свет с едва заметным мерцанием. Это вызывает дискомфорт, повышает утомляемость глаз. А уж об эстетичности дрожащих световых пятнен на потолке и говорить не приходится. Электронные пускатели устраняют пульсацию света и вдвое увеличивают срок службы ламп.

Хорошей альтернативой люминесцентным лампам стала оптоволоконная подсветка. Работает оптоволокно следующим образом: свет из источника попадает в один конец световода и благодаря полному внутреннему отражению переносится по нему. Преимуществ у оптоволоконного освещения немало:

электробезопасность (не проводит электричество);
пожаробезопасность (не греется при передаче света);
влагозащищенность;
отсутствие выделяемого тепла;
механическая прочность;
удобство размещения в труднодоступных местах.
Все эти «плюсы» определили широкое использование оптоволоконного освещения: помимо закарнизного света, оно применяется для подсветки газонов, аквариумов, бассейнов, фонтанов, водопадов, садовых дорожек, картин, газонов и фасадов зданий.

Знакомые нам по наружной рекламе неоны находят применение при оформлении жилых и общественных интерьеров. Весьма эффектно использование неоновых ламп для скрытой подсветки. Основными их преимуществами перед другими источниками света являются: широкая цветовая гамма (более 50 цветов), возможность создания непрерывной световой линии в элементе любой криволинейной формы, надежность, низкое энергопотребление, небольшие габариты.

Оптимальный вариант для организации подсветки — светодиоды. Они работают при низком напряжении и, соответственно, не требуют проводов большого сечения с серьезной изоляцией. Поэтому подключение светодиодов к электросети можно выполнить практически незаметным, что так выручает в помещениях, отделка которых уже завершена. Кроме того, светодиодные источники света не боятся влаги и холода, отличаются большим цветовым разнообразием и не теряют со временем насыщенность цвета.

Безусловно, при выборе освещения нужно учитывать не только практические характеристики светильника, но и его эстетичность. Во всем, и в освещении в том числе, должна быть «золотая середина». Найти ее самостоятельно довольно сложно, поэтому не пренебрегайте услугами профессионалов. При монтаже шинных систем или закарнизного света помощь специалистов просто необходима.

 

--------------------------------------------------------------------------------


СОВЕТЫ ЖС

Чтобы рассчитать уровень освещенности, можно исходить из единого для всех помещений правила: не менее 10 Вт на 1 кв. м.
В помещении площадью более 30 кв. м следует установить как минимум два источника света.
При использовании источников направленного света важно помнить, что световой поток не должен мешать сидящим за столом или на диване. Также необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму находящихся в помещении объектов.
Светильники над столом размещайте в 60 см от поверхности, чуть выше уровня глаз.

СОВЕТЫ ПРОДАВЦА

Екатерина Тихонова, менеджер проекта салона «Саргас»
Для создания эффектных, простых в управлении и комфортных световых сцен необходимо использовать систему автоматизации (Умный дом Clipsal C-BUS). С ее помощью вы сможете отрегулировать уровень освещенности, создать различные сценарии включения и отключения светильников, оптимизировать энергопотребление, осуществлять дистанционное управление с помощью пультов, КПК или через Интернет. Также эти системы интегрируются с охранными системами, системами защиты от протечек, видеонаблюдения и т. д.

www.spbds.ru

Подробнее о закарнизном освещении

 
« Пред.   След. »
Copyright
 
Опросы
Где бы вы купили светодиодную подсветку