Главное меню
Главная
Здесь есть все!
Кто виноват?
Что делать?
Что?
Где?
Когда?
Вокруг да около
Потолок для светотехника

Мой знакомый светотехник из Германии, посетив Москву, проявил интерес к распространенным у нас световым решениям. Как он позже признался, сильнее всего его поразило широкая распространенность практически во всех коммерческих интерьерах «световых квадратов»—хорошо знакомых каждому московскому проектировщику люминесцентных светильников 4х18, в обиходе именуемых также 600х600 (по размеру квадрата в миллиметрах).

«Не мог себе представить, что это решение для небольших малобюджетных офисов настолько приживется и в имиджевых интерьерах, к примеру в частных клиниках или даже бутиках»,—заявил немецкий профессионал. Неудивительно, что иностранцу многого не понять в российской светотехнической специфике. Однако засилье «квадратного света» действительно превращается в целую проблему, если внимательно рассмотреть все сопровождающие его эргономические, технические, эстетические и коммерческие аспекты.

Несколько аргументов за

Одним из важных достоинств решения «600х600» является его кажущаяся универсальность. «Светильник отлично вписывается в подвесной потолок!», «Отражатель гарантирует освещенность 500 люкс!», «Рассеивающая решетка не дает бликов на экранах компьютера!» — кричат рекламные плакаты. Ради справедливости отметим, что по большей части данные обещания правдивы, но... лишь при определенных условиях, которые далеко не всегда учитываются конечными пользователями этих светильников.

Нельзя не подчеркнуть и тот отрадный факт, что производители действительно приняли меры по расширению области использования светильников 4х18. В первую очередь это касается ассортимента выпускаемых рассеивателей и решеток, благодаря которым формируется светораспределение изделия. Существуют, к примеру, решетки, покрытые белой эмалью, изготовленные из зеркальных алюминиевых пластинок (т.н. фацетные отражатели) или представляющие собой набор параболических отражателей.

Традиционно серии светильников 4х18 содержат также четыре вида рассеивателей из ПММА — прозрачные призматические и молочные (опаловые), в плоском и выпуклом (drop) исполнении каждый. Все это разнообразие действительно способно помочь проектировщику подобрать нужную модель светильника под некоторый диапазон заданной освещенности и геометрии помещения. Однако опять же принципиальные ограничения данного вида светильников обычно остаются за кадром, и чем вникать в данные тонкости, намного легче всегда использовать один «проверенный вариант». Об этом и свидетельствует чрезвычайная популярность в Москве «квадратов» с фацетными и белыми решетками, практически не зависящая от областей их применения.

Неожиданные применения

Несмотря на то, что многими производителями использование квадратных светильников рекомендуется в офисных помещениях с высотой потолка 2,5–4 м (исходя из наиболее эффективного освещения т.н. рабочей плоскости — уровня рабочего стола), внимательный взгляд обнаружит в Москве множество «творческих экспериментов» на эту тему.

Например, многие из нас видели причудливо освещенные этими светильниками коридоры шириной всего 1,5–2,5 м и хорошо помнят неприятный эффект ярких световых пятен и «провалов» между ними. Так и должно быть: осветительная установка коридора рассчитывалась на среднюю освещенность 75 лк, а так как прямо под светильником наблюдаются все 300–400 лк, то отсюда и неизбежность «провалов»... Ситуация напоминает плохой анекдот про «среднюю температуру по больнице». Проблема «творческого» освещения коридоров иногда решается по-другому — количество светильников просто повышается до достижения приемлемой равномерности освещения, в результате чего75 лк превращаются в 150–200.

Это решение также трудно назвать технически грамотным. Однако все рекорды бьют проекты, начисто игнорирующие элементарный светотехнический расчет. В первую очередь это связано с несоблюдением рекомендованной высоты установки светильников. Автор этих строк лично наблюдал восьмиметровой высоты (!) зал автосалона, в котором имелся подвесной потолок с десятком встроенных светильников.

Не редкость и огромные конференц-залы, в которых для достижения требуемой освещенности потолки буквально набраны из светильников, заменяющих декоративные плитки. Понятие «универсальности» способно настолько ввести проектировщика в заблуждение, что светильники 600х600 появляются в санузлах, в качестве освещения наружных навесов над подъездами и даже используются как накладные, несмотря на встроенное исполнение. Обилие этих и других не менее вопиющих примеров заставляет задуматься о понятии целевого применения световых приборов и о том, какие альтернативы существуют для «универсального» «квадратного» освещения.

Кое-что об эффективности...

Если взглянуть на график зависимости световой отдачи стандартных люминесцентных ламп Т8 от их мощности, нетрудно обнаружить, что лампы мощностью 18 ватт заметно отстают от 36- и 58-ваттных. Отчасти это объясняется тем, что слабо излучающие зоны трубки, расположенные около ее цоколей, занимают больший процент ее длины, чем у более мощных моделей. На практике это отличие приводит к завышенной мощности освещения при тех же светотехнических характеристиках. Например, в стандартном офисе площадью 54 м2 вместо 12 светильников 2х36 с белой решеткой потребуется установить 15 аналогичных светильников 4х18. Конечно, для отдельно взятого офиса это различие может оказаться незаметным, однако при проектировании освещения многоэтажных офисных зданий разница будет более чем существенной.

Дополнительный вклад в увеличение эффективности освещения вносит также и правильный выбор модели отражателя (рассеивателя). Если в рассмотренном выше примере использовать не белые решетки, а фацетные алюминиевые отражатели, то количество светильников в обоих случаях снизится еще примерно на 10–15%. В условиях низких цен на электроэнергию экономия киловаттчасов не всем представляется актуальной. Однако здесь необходимо отметить, что двадцати-тридцати-процентное снижение установленной мощности освещения иногда позволяет вписать проект в максимально отведенную для здания мощность, а при новом строительстве даже обойтись менее мощной (а значит, и менее дорогой) электроподстанцией.

Высота, на которой предполагается устанавливать светильники, не может не влиять на выбор их типа. Общая рекомендация употреблять люминесцентные светильники рассеянного света при высоте установки не более 3 м продиктована тем, что в противном случае большая часть светового потока потеряется на многократных отражениях в верхней части помещения и не дойдет до плоскости, которую, собственно, и требуется освещать. Следовательно, число светильников понадобится увеличить, а кпд подобной установки будет не больше, чем у паровоза. И здесь на помощь приходят альтернативные решения: в помещениях высотой 3,5–5 м лучше использовать мощные даунлайты с компактными люминесцентными лампами (2х26...2х42 Вт) и концентрированным светораспределением, а при более высоких потолках наилучшим решением являются аналогичные светильники с металлогалогенными лампами. Нелишне напомнить, что такая практика (переход к лампам высокого давления от люминесцентных при высоте помещения более 4 метров) рекомендовалась еще в строительных нормах на освещение образца 1979 года.

Световое решение упирается...в потолок?

Оглянувшись на рассмотренные нами нюансы экономичности и эффективности освещения, мы видим достаточно узкую область оправданного применения светильников 4х18. Но почему на практике она намного шире? Здесь на нашей светотехнической сцене появляется новый ключевой персонаж. Имя ему —потолочная конструкция.

Еще в начале прошлого века в обиход вошло понятие «фальшпотолка», или подвесной (подшивной) потолочной конструкции: в помещении монтируется легкая декоративная поверхность, находящаяся на некотором расстоянии от реального потолка, а образовавшийся объем используется для удобного (незаметного) размещения всевозможных коммуникаций, проводов электросети и т.п. Подобное решение намного выгоднее закладывания тех же коммуникаций внутрь конструкций здания, а главное — позволяет быстро и просто проводить обслуживание и модернизацию инженерных систем без капитального ремонта всего помещения. Естественно, что в подобных интерьерах светильники должны находиться именно на уровне подвесного потолка, а значит, быть совместимыми с конструкцией потолка по установочным размерам.

Одна из самых распространенных потолочных систем (т.н. армстронг) представляет собой подвесную металлическую решетку с квадратными ячейками размером 600х600 мм, каждая из которых может закрываться либо декоративной гипсокартонной панелью, либо уже упомянутым светильником 4х18. Здесь мы вплотную подходим к необъяснимой на первый взгляд популярности в России одного-единственного типоразмера люминесцентного светильника, к тому же имеющего ограниченную область применения.

Дело в том, что за счет своих размеров светильник воспринимается как единственно возможный вариант для потолков типа «армстронг». Фирмы, продающие элементы потолка, даже включают его в обязательный список аксессуаров, позволяющих создать готовое интерьерное решение «под ключ». Вследствие этого многие активные сторонники «квадратного» освещения даже не подозревают, что конструкция несущей решетки с легкостью позволяет вписать в нее практически любой встроенный светильник (например, тот же 2х36) за счет укорачивания части декоративных металлических элементов и соответствующего числа плиток. Любая адаптация потолка под нужный тип светильника часто воспринимается как лишняя, а к тому же очень трудная работа.

Здесь любопытно заметить, что в пресловутую проблему потолка упирались и вентиляционные системы, воздуховодам которых изначально тоже старались придать форму целого квадрата. Впоследствии оказалось,что такие размеры явно избыточны, причем подобный воздуховод далеко не украшает поверхность потолка. И вентиляционные системы с легкостью перешагнули барьер «единственно возможного размера», вследствие чего мы наблюдаем широкий выбор декоративных воздуховодов квадратной, круглой и прямоугольной формы, монтируемых прямо внутрь стандартных плиток потолка. Размер 600х600 мм перестал быть догмой и для светильников, но... пока не в России.

Другие существующие системы подвесных потолков вообще не привязаны к стандартным для «армстронга» квадратам, благодаря чему попытки приспособить к ним светильники 600х600 выглядят особенно вызывающе. Например, так называемый реечный потолок, как и следует из его названия, набирается из дюралюминиевых реек шириной 100 мм, в которые вписываются специально предназначенные для этой цели люминесцентные светильники и некоторые даунлайты. Натяжные потолки, представляющие собой монолитную неразборную поверхность, образованную натянутой тканью, вообще не допускают крепления на них светильников из-за низкой несущей способности. Наилучшим решением в этом варианте являются встроенные светильники круглой формы, закрепляемые на реальном потолке помещения и имеющие достаточные декоративные борта, чтобы скрыть края прилегающего к ним отверстия в потолке.

Те редкие на сегодняшний день случаи, когда в помещении применяется обычный (не подвесной) потолок, несмотря на существование накладной версии привычного светильника 4х18, представляют собой наиболее благодатную почву для светового творчества. Помимо любых видов накладных светильников здесь можно использовать модульные световые конструкции и всевозможные шинные системы, обеспечивающие максимальную гибкость и экономичность освещения.

Вместо заключения

Внеся столь ощутимую ложку дегтя в картину расцвета освещения коммерческих интерьеров, автор все же не предлагает целиком списать со счетов «проверенные временем» модели светильников 4х18. Для них предлагается только выбрать наиболее оправданную область применения, а конечное решение о выборе типа светового прибора по-прежнему остается на совести проектировщика.

Итак, используйте светильники 4х18, если:

•    высота потолка в помещении не более 3,5 м;
•    создаваемая освещенность не менее 150–200 лк;
•    общая мощность осветительнойустановки такова, что двадцати-тридцатипроцентное ее снижение практически не представляет никакого интереса;
•    в помещении используется подвесной потолок типа «армстронг», монтировать который будут неквалифицированные рабочие;
•    в процессе эксплуатации освещения потребуется время от времени добавлять, убавлять и переставлять светильники; равномерность освещения не важна;
•    пульсация освещения не важна (для светильников с параллельной компенсацией).

Следует поискать альтернативу дешевому «квадратному» решению, если:

•    необходима освещенность менее 150 лк либо выше 500–750 лк;
•    в помещении будет проводиться напряженная зрительная работа (чтение, письмо, компьютер), а светильники 4х18 доступны только с параллельной компенсацией;
•    ширина помещения не более 2,5 м, а длина в несколько раз больше;
•    высота помещения более 3,5 м;
•    желательна хорошая равномерность освещения либо четкое выделение «световых зон» в помещении;
•    требуется наиболее экономичное световое решение;
•    потолок в помещении не относится к системе «армстронг»;
•    важны эстетические (декоративные)свойства осветительной установки.

Из предложенных критериев видно, что светильники 600х600 действительно находят достойное применение в освещении небольших малобюджетных офисов и магазинов, в то время как решения для всех остальных случаев можно найти на других страницах каталогов. Важно лишь помнить о том, что для каждого конкретного случая существуют свои оптимальные варианты, не всегда совпадающие со стандартным. И именно они позволяют при небольших дополнительных затратах придать каждому коммерческому интерьеру его собственное официальное либо неформальное лицо. Которое в свою очередь вносит вносит свою лепту в привлекательное многообразие световых решений, свойственное любой развитой стране мира.

Александр Фомин

Журнал «Цоколь», январь-февраль 2004 год

Подробнее о светодиодном закарнизном освещении

 
« Пред.   След. »
Copyright
 
Опросы
Где бы вы купили светодиодную подсветку