Главное меню
Главная
Здесь есть все!
Кто виноват?
Что делать?
Что?
Где?
Когда?
Вокруг да около
Динамическое диодное освещение

Новые светодиодные светильники, использующие систему цветосмешения RGB, расширяют возможности дизайнера по созданию динамического освещения, однако определиться с выбором сложных технических устройств не так уж и просто.
Любой, кто увлекался в детстве рисованием, знает чудесный закон смешения цветов. Согласно нему существует три основных цвета: красный, желтый и зеленый. Все остальные цвета могут быть созданы путем комбинирования трех основных в различных пропорциях. Так оранжевый, например, получается при смешении красного и желтого, а зеленый образуется от сочетания желтого и синего.

Система цветосмешения RGB была введена Джеймсом Максвелом в 1860-м году. Согласно этой системе основными цветами считаются: red (красный), green (зеленый) и blue (синий). В наше время она эффективно используется в огромном количестве программ, имеющих дело с компьютерной графикой.

CMY — субстрактивная схема формирования цвета была предложена Энди Мюллером в 1951 году. Она нашла широкое применение в полиграфии и цветной фотографии. В отличие от RGB, где точкой отсчета считается черный цвет, CMY отталкивается от белого цвета. Ее ключевые цвета: cyan (голубой), magenta (пурпурный) и yellow (желтый).

Цвет по праву считается одним из важнейших аспектов при работе с художественным освещением. А изобретение температуростойких дихроичных фильтров, которые пришли на смену стеклянным и пленочным собратьям, сделало возможным создание системы цветосмешения в осветительном оборудовании. Белый луч прибора окрашивается аналогично чистому листу бумаги, только роль красящего вещества здесь выполняют фильтры. Так, появился целый класс приборов, способных менять цвет луча — колорченджеры (color changer). Сначала такие приборы использовались на концертных площадках и дискотеках. Затем они стали появляться на телевидении и в театре, а потом и в архитектурном освещении. Производством колорченджеров занялись такие компании, как Clay Paky, Martin, Coemar, Studio Due, Robe и другие.

Типичным представителем семейства колорченджеров можно назвать прибор серии CP Color компании Clay Paky. В качестве системы цветосмешения он использует CMY. Мощность этого светильника различается в зависимости от модели и охватывает диапазон от 150 до 575 Вт. CP Color относится к «интеллектуальным приборам», которые обладают определенным количеством функций. Одни имеют возможность менять положение луча, другие снабжены функцией управления цветом, третьи оснащены механизмом, позволяющим эмитировать стробоскоп. Каждой функции, которой обладает прибор, соответствует так называемый «канал атрибутики». CP Color имеет четыре таких канала. Три из них управляют CMY фильтрами, а четвертый — интенсивностью светового потока. Этот светильник чаще всего используется для освещения плоских поверхностей большой площади, создания их равномерной цветовой «заливки». CP Color относится к приборам рассеянного света.
Другой архитектурный прибор Exterior 1200 производства компании Martin принадлежит к приборам направленного света. Мощность этого прожектора — 1200 Вт. В отличие от светильника рассеянного света, Exterior 1200 обладает оптической системой, с помощью которой формируется луч в форме эллипса. Для работы с цветами используется все та же система CMY. Этот прибор чаще всего применяют для освещения высотных зданий и ландшафтных конструкций. С его помощью можно окрасить архитектурные элементы, находящиеся на расстоянии более 30 м от прожектора.

Для управления колорченджерами используются световые пульты и контроллеры. Передача данных производится по протоколу DMX 512, разработанному в 1986 году в США Институтом театральных технологий (USITT). Этот протокол представляет собой стандарт, описывающий процесс обмена данными между приборами и световым пультом.

При помощи светового пульта можно создавать программы динамического освещения. Каждая из таких программ включает в себя информацию о количестве управляемых ею приборов и пошаговом изменении, происходящих с их цветом, направлением луча или уровнем яркости. Также программа сохраняет данные о длительности каждого шага и плавности их смены. Так, можно создать целый световой оркестр, в котором каждый прибор будет играть свою партию, и каждая красочная нота будет подчинена дирижеру, в роли которого выступит световой пульт.

Любопытно, как потенциальные возможности динамического освещения воплощаются на практике. Хорошим примером использования колорченджеров в архитектурной подсветке может служить световое оформление Патриаршего моста у Храма Христа Спасителя. Для заливки нижней поверхности моста были использованы светильники рассеянного света с системой цветосмешения CMY. Управляющая программа настроена таким образом, что светильники постепенно меняют цвет своих лучей. И мост в течение нескольких минут превращается из голубого в зелёный, из зелёного в красный, из красного в сиреневый.

Примером использования колорченджеров в интерьерном освещении может быть ресторан Отеля Святого Чарльза в Новом Орлеане (США, Луизиана). Потолок ресторана, барная стойка и стены окрашены в синий, розовый и лиловый цвета при помощи интерьерных светильников. Цветовое наполнение помещения меняется несколько раз в сутки, а вместе с ним меняется и атмосфера, царящая в заведении. Посетители ресторана могут начать свой вечер в оранжевом зале, а закончить его в пурпурном.

Еще один инструмент современного художника по свету — светодиоды. О достоинствах и недостатках LED технологий сказано немало. Перечислим лишь основные положения.

Во-первых, достоинством светодиодов можно назвать силу светового потока при потребляемой мощности. Яркость прибора на основе светодиодов мощностью в 100 Вт может быть сопоставлена с яркостью обычной галогенной лампы мощностью в 500 Вт. А значит, используя светодиоды, мы имеем пятикратную экономию электроэнергии. Кстати, именно этот фактор чаще всего принимают во внимание сторонники экологического подхода в производстве новых осветительных приборов.
Во-вторых, диоды имеют чрезвычайно длительный срок «жизни». Максимальное время работы даже таких долгожителей, как газоразрядные лампы, составляет, в среднем, две–три тысячи часов. Срок функционирования диодов исчисляется десятками тысяч часов. Опять же экономия, на этот раз на расходных материалах.

В-третьих, диоды компактны и надёжны. Колбы ламп очень хрупки и не выдерживают прямого механического воздействия. Газоразрядную лампу можно погубить даже неправильным перезапуском. Диод так просто не «убьешь». Некоторые представители этой братии стойко выдерживают даже удар молотка и продолжают после этого работать, как ни в чем не бывало.

Еще одно немаловажное достоинство светодиодов — это рабочая температура. В инструкции любого управляемого прибора с галогенной или газоразрядной лампой имеется предупреждение о том, что не следует касаться колбы, пока лампа работает. Даже металлические корпуса приборов нередко обжигают техников, работающих с ними без средств защиты. А у диодов максимальная температура составляет 60° С.  Поэтому приборы на их основе могут свободно использоваться, если рядом находятся тканевые, пластиковые, бумажные и другие легковоспламеняющиеся элементы интерьера.

К недостаткам диодов можно отнести их цветовую температуру — параметр, характеризующий ход интенсивности излучения какого–либо источника с изменением волны в оптическом диапазоне непрерывного спектра. Например, цветовая температура пламени свечи равняется 2000 К. Столь низкое значение цветовой температуры означает преобладание в спектральном составе источника красной составляющей. Цветовая температура ламп накаливания составляет 2800 К, а галогенных ламп — 3200 К. Человеческий глаз воспринимает такую цветовую температуру как спокойную, нейтральную.

Начиная с 4000 К в спектральном составе источников света преобладает голубая составляющая. От 3500 К до 7000 К имеют все типы металлогалогенных и люминесцентных ламп. Большинство диодов также входят в этот диапазон. На человека такой свет оказывает стимулирующее влияние, но длительное воздействие его может утомить. Недаром рабочие помещения рекомендуется оснащать люминесцентными светильниками, а дома использовать лампы накаливания.

Светодиодные светильники пока не могут соперничать с ламповыми приборами по качеству луча. Компании–производители профессиональной светотехники ежегодно улучшают оптику для того, чтобы луч приборов давал равномерную освещенность заданной плоскости, уменьшался и увеличивался без потери светового потока, имел четкие или размытые границы в зависимости от потребностей. Приборы, работающие на светодиодах, в этой борьбе пока аутсайдеры. Одна из причин — наличие нескольких источников света, в отличие от классического лампового прибора. Поэтому LED–светильники в основном используются для решения декоративных задач и в качестве «группы поддержки».

Однако колорченджеры есть и среди светодиодных линеек. Производством приборов на основе светодиодов занимаются как давние игроки на рынке световой техники (Robe, Martin), так и новые компании, только начинающие завоёвывать доверие потребителя (MovingLed, LeaderLight, Pixel Range).

Выход в свет нового прибора — это всегда масштабная рекламная кампания. На презентации можно многое услышать об уникальности новинки и её многочисленных достоинствах. Но производитель всегда обходит стороной слабые стороны своего творения. Для того чтобы получить представление об истинной ценности того или иного изобретения, необходимо познакомиться с ним поближе. В нашу редакцию попали несколько новых светодиодных светильников, на их примере мы постараемся рассказать о нюансах, как положительных, так и отрицательных, на которые стоит обратить внимание при выборе светильников подобного класса.

LL LED LINE 50 Z-Power OneChip RGB — интерьерный светильник словацкой компании LeaderLight. Прибор представляет собой линейный модуль, состоящий, в зависимости от модели, из шести, двенадцати или двадцати четырех ячеек. Ячейки укомплектованы диодами трех цветов: red, green и blue мощностью 1 Вт каждый. В некоторых моделях, как, например, в LL LED LINE 50 Z-Power OneColour R,G,B,A,W,N, наряду с тремя основными, используются дополнительные диоды янтарного и лунного цветов. Они предназначены для расширения палитры и создания нежных пастельных оттенков. В отличие от предыдущего светильника, этот оснащен ячейками, каждая из которых имеет свой собственный цвет. Поэтому смешение цветов происходит не в отдельной ячейке, а по всей длине устройства. Конечно, это не может хорошо сказаться на качестве луча, который и в первом случае не лишен погрешностей. Световая «заливка» от этих светильников происходит неравномерно, и с близкого расстояния на освещаемой поверхности хорошо видны перепады интенсивности. Промежуточные цвета, полученные смешением, также нельзя назвать идеальными. Особенно неаккуратно смотрятся желтый и оранжевый цвета, в которых явственно проявляются красные и зеленые разводы.

Для устранения этих досадных недостатков необходимо сменить прозрачную плексигласовую панель, входящую в конструкцию LL LED Line 50 Z-Power OneChip RGB, на матовую. В архитектурном освещении такие погрешности не играют роли, так как расстояние от зрителя до освещаемого объекта не позволяет их заметить.

Оба этих прибора принадлежат к семейству светильников рассеянного цвета. Так же, как знакомый нам CP Color, они могут использоваться для цветовой «заливки» плоских поверхностей. Наилучшее применение для таких приборов — создание цветового заполнения выставочных стендов, освещение ресторанов и ночных клубов, создание архитектурной подсветки.

LL Pro LED Spot DC 24V Z-Power OneChip RGB — еще один светильник той же компании, на этот раз направленного света. Это компактный прибор (121x196x125 мм), укомплектованный теми же диодными ячейками, что и его линейный собрат. Характеристики диодов аналогичны. 

Ячейки дают направленный пучок света, но форма луча далека от идеальной. Имеются те же проблемы цветосмешения, но в целом светильник производит благоприятное впечатление. Учитывая в совокупности все нюансы данного LL Pro LED Spot, можно сделать вывод, что  одним из наиболее удачных вариантов его применения может быть подсветка декоративных элементов: барельефов, скульптурных композиций, розеток и рельефных поверхностей.

Для управления описанными светодиодными светильниками используется распределитель LL LED Driver. К одному такому распределителю можно подсоединить до четырех фонарей. Это устройство, в свою очередь, работает в пресловутом протоколе DMX и подчиняется командам пульта управления.

Светодиодные светильники могут стать частью нашего светового оркестра. И если управляющий пульт мы уподобили дирижеру, то художник по свету представляется нам композитором, фантазия которого рождает новые световые этюды, сюиты и симфонии. Инновационные технологии дают нам новые инструменты, расширяя, тем самым, технические возможности. Но самое главное — не потеряться в многообразии брендов и направлений. Ведь основным критерием профессионала всегда остаётся качество.

www.magazine-svet.ru

 
« Пред.   След. »
Copyright
 
Опросы
Где бы вы купили светодиодную подсветку