Главное меню
Главная
Здесь есть все!
Кто виноват?
Что делать?
Что?
Где?
Когда?
Вокруг да около
LEDниковый период 4 (СД в интерьере, архитектуре, ландшафте)

 Приложения СД в интерьере, архитектуре, ландшафте

Пожалуй, самое интересное – это процесс вторжения светодиодных технологий в "традиционное" освещение. Начался он с установок, где не требуется высокий уровень освещенности: дежурное и аварийное освещение, ночное интерьерное освещение, знаки и таблички, "маркировочное" освещение. Насыщенный цвет светодиодных "световых маркеров" позволяет использовать светодиоды для цветового зонирования Imageпространства, создания цветовых акцентов. Сочетание светопрозрачных конструкций (окна, стеновые панели, стеклянная мебель) с гибкими линейными светодиодными модулями позволяет создавать светящиеся и меняющие цвет формы. Применение сверхминиатюрных источников света позволяет создать "альтернативные" яркие световые образы для привычных предметов интерьера. С ростом световой отдачи и удешевлением приборов светодиодная "экспансия" распространяется не только на локальное, но и на общее освещение, в котором лидирующее положение пока занимают традиционные и галогенные лампы накаливания (жилые помещения) и люминесцентные лампы (офисные помещения). В настоящее время существует ряд "экспериментальных" установок, для широкомасштабного применения светодиоды пока дороги, но экономия на обслуживании и прогнозы дальнейшего развития отрасли позволяют предполагать, что "цепная реакция" начнется уже в этой декаде (до 2010 г.). Наиболее остры вопросы обслуживания в наружном освещении, поэтому внедрение светодиодов в архитектурное освещение происходит очень быстро. Заманчивой идеей для архитекторов является применение светодиодных "линий" для создания световых карнизов. Характеристики светодиодных модулей по эксплуатационным параметрам многократно превышают существующие альтернативы, а по стоимости оказываются вполне сравнимыми с ними. Нужно только не забывать, что холодный свет светодиодов не в состоянии растопить скапливающийся на карнизах снег, поэтому использовать их (в наших краях) в архитектурной подсветке нужно в положении "светим вниз". Первые объекты архитектурного освещения начали появляться и в Москве. Тот же аргумент справедлив для ландшафтного освещения, поэтому встраиваемые в дорожку или газон светодиодные "аплайты" зимой видны не будут. Однако здесь есть и плюсы: светодиоды, как и оптоволоконо, можно использовать для подсветки ледяных скульптур, замерзших прудиков из-под льда и т. д.). Насыщенные цвета светодиодов создают фантастические эффекты при подсветке воды. Светодиодное освещение фонтанов создает ни с чем не сравнимые "флуоресцирующие" световые картины, одну из которых мы можем наблюдать в Москве (площадь Европы перед Киевским вокзалом).

Освещение “похищения...”

Это необычайное событие произошло как раз на изломе сентября: знаменитый герой древнегреческих мифов Зевс в который раз похитил красавицу Европу, причем теперь практически в самом центре Москвы – на вновь созданной площади Европы (бывшая площадь Киевского вокзала). На сей раз громовержец обернулся быком "авангардистской" породы, из отполированных до блеска изогнутых стальных труб, и материализовался он вместе со своей не менее абстрактной и сияющей нержавеющим торсом пленницей посреди гигантского Imageфонтана. Авторство современной интерпретации античного сюжета принадлежит бельгийскому скульптору Оливье Стребелю, который обозначил основную идею композиции как попытку добиться некой динамичной игры, замешанной на "переплетении тел быка и женщины и сотен водных струй, извивающихся в едином порыве". Фонтан "Похищение Европы" оказался уникальным по целому ряду своих параметров. Так, он стал самым масштабным из абстрактных скульптурных сооружений Москвы – чего стоят только многометровые раскидистые бычьи рога! – и самым грандиозным гидротехническим сооружением подобного типа. 3,5 км нержавеющих труб, упрятанных глубоко в недрах фонтана, поддерживают эту нескончаемую водную феерию. Но главное – это первый в России фонтан, световой декор которого обеспечивается в основном светодиодами, и единственное в мире гидротехническое сооружение такого размаха, имеющее светодиодную динамическую подсветку. Судите сами: внешний диаметр четырехкаскадной чаши фонтана составляет 50 метров. "Никто и никогда не реализовывал еще подобного светотехнического проекта в таком объеме и на таком пространстве", – говорит Алексей Холинов, заместитель генерального директора компании "Эдлайн", разработавшей гидродинамическое и светодекоративное решение фонтана. Для того чтобы эффектно и в подробностях осветить сцену "похищения", потребовалось 1050 универсальных светильников в бронзовых влагостойких корпусах (разработка и производство компании "Эдлайн"). 200 из них снабжены 100-ваттными галогенными лампами, излучающими чисто-белый холодный свет, и направлены непосредственно на скульптурную композицию, подчеркивая ее безупречноImage гладкие стальные поверхности. Основная роль светодиодных светильников, а их 850, – это динамическая подсветка воды во всех ее проявлениях: струй, брызг и глади. Они смонтированы под водой, причем в ее приповерхностном слое, чтобы "не растерять" часть света в толще воды. Мощные струи, вырывающиеся из 354 форсунок, установленных в ложе фонтана, постоянно изменяют цвет, поочередно окрашиваясь в зеленый, желтый или синий. Встречнонаправленные струи на определенном отрезке времени имеют разные цвета. Переплетаясь в полете, они создают новые световые нюансы. В зависимости от конкретных параметров – угла вылета и дальности полета – на каждую водную струю приходится от одного до нескольких трехцветных светодиодных светильников, которые с помощью луча прослеживают каждую траекторию. Туман, окутывающий скульптурную композицию со всех сторон, обеспечивают еще 150 форсунок. Эта клубящаяся полупрозрачная среда также попеременно окрашивается разными пятнами цветов, хотя никакой специальной подсветки для этого не предусмотрено вовсе. Все дело в струях, которые бурлят вокруг и внутри туманного облака, сообщая ему часть своего радужного свечения. То что в ходе реализации идеи художественного освещения фонтана явное предпочтение было отдано именно светодиодам, разработчики-светодизайнеры объясняют целым рядом соображений. Прежде всего, интенсивность цветных световых потоков, излучаемых специально сконструированными для данного проекта светодиодными светильниками, существенно превышает яркость галогенных ламп с цветными фильтрами. К тому же цветовая гамма таких фильтров весьма ограничена, в то время как различные комбинации основных цветов в светодиодной матрице позволяют получить до 16 миллионов всевозможных оттенков. Кроме того, цветные фильтры не выдерживают воздействия мощного излучения галогенных ламп и довольно быстро выцветают. Преимущество также явно на стороне светодиодов и с точки зрения чистоты излучаемого ими света. Другим аргументом в пользу светодиодов стала их абсолютная устойчивость к многократным включениям и выключениям, за счет которых, собственно, и создается светодинамический эффект. Аналогичный режим работы галогенных ламп существенно сокращает срок их службы. Да и при постоянной нагрузке эти лампы выходят из строя как минимум в 10 раз быстрее, чем светодиоды. В отличие от мощных галогенных ламп низковольтные, слаботочные светодиоды (потребляемая мощность – 6 Вт) практически не представляют опасности при эксплуатации в воде. Вообще, светодиодная система подсветки – достаточно дорогой вариант по сравнению с той же "галогенной" альтернативой. Впрочем, это касается только единовременных затрат на производство и монтаж. По оценкам специалистов, светодиодный вариант неминуемо оправдает себя в ходе эксплуатации и даст практически пятнадцатикратную экономию. Воплощение основного творческого замысла в части декоративносветового оформления сюжетной линии фонтана светотехникам, несомненно, удалось. Созданная здесь мощная динамика воды и света подчеркивает и усиливает стремительное движение быкаЗевса, от которого кипит и пенится вода, оставляя гигантский шлейф. Здесь справедливым будет заметить, что автор скульптуры изначально имел собственное видение свето– и гидродекора своего творения. Однако в результате отдал предпочтение все же дизайнерской концепции "Эдлайна" и, похоже, остался вполне этим доволен. Да и Европа, вероятно, совсем не против своего очередного похищения, столь эффектно и красочно обставленного на площади, носящей ее собственное имя.

 

При подготовке статьи использовались материалы: Л. М. Коган "Светодиоды нового поколения для светосигнальных и осветительных приборов" (брошюра из серии "Новости светотехники" под ред. Ю. Б. Айзенберга)

Материалы компаний: Power Light Systems, "Оптоника", "Студия Cадового Cвета", "Эдлайн" Каталоги компаний: Color Kinetics, OSRAM Optosemiconductors, Lumileds Lighting

Материалы сайтов:

www.osram-os.com

www.lumileds.com

www.ledmuseum.org

www.messefrankfurt.com

www.colorkinetics.com

www.westb.ru

 
« Пред.   След. »
Copyright
 
Опросы
Где бы вы купили светодиодную подсветку