Главное меню
Главная
Здесь есть все!
Кто виноват?
Что делать?
Что?
Где?
Когда?
Вокруг да около
Ночью все кошки серы. Об этом надо помнить на стадии проектирования

Конкуренция в сфере коммерческой недвижимости заставляет собственников искать новые способы привлечения к зданию внимания покупателей и арендаторов Архитектурное освещение быстро набирает популярность в России. Яркие манящие витрины, завлекающие заманчивые вывески больше не являются уникальным средством подчеркивания индивидуальности объекта недвижимости. Сегодня инвесторы прибегают к помощи декораторов иImage дизайнеров, занимающихся архитектурным освещением. Именно они помогают создать запоминающийся и узнаваемый внешний архитектурный облик объекта, не прибегая к дорогостоящим и грандиозным реконструкциям фасадов.

Каждый год Россия становится все более привлекательной страной для западных и восточных инвесторов, в том числе и в области строительства. Темпы прироста строительства новых зданий и сооружений в некоторых городах страны достигают 20-40% в год. Если раньше инвестиционно привлекательными регионами страны считались только Москва и Санкт-Петербург, то сегодня в число таких городов входит Новосибирск, Сочи, Краснодар, Барнаул, Екатеринбург, Красноярск, Сургут и многие другие.

В условиях бурно растущего строительства растет качество возводимых зданий, их этажность, инфраструктура. В связи с этим, возросли требования к архитектуре самого здания. Каждый проект видится самим архитектором, как многогранный архитектурный образ со своей индивидуальностью, стилем, дорогостоящей отделкой фасада. Формируя облик сооружения, архитекторы стремятся к тому, чтобы впоследствии оно стало своего рода памятником современной архитектурной среды города, страны. Архитектурное освещение является основным фактором, формирующим ночной облик городов. В условиях сумерек, все архитектурные проекты, даже на самых освещенных магистралях города, становятся серыми и однообразными, теряется индивидуальность самого архитектурного облика здания.

Неизбежно растет бюджет и значимость проектов архитектурного освещения. Если раньше это было одной из самых малобюджетных статей на строительство всего сооружения, то на сегодняшний день растет количество проектов архитектурного освещения по стоимости сравнимых и даже превосходящих стоимость фасада всего здания. С ростом качества проектов архитектурного освещения появляются новые требования к проектам, а также ужесточаются старые.

Чтобы выяснить, что такое архитектурное освещение, необходимо, прежде всего, исходить из его цели и задач. Основная цель архитектурного освещения – выражение архитектуры здания, сохранение или преображение его облика в доминанту в темное время суток. Исходя из цели, возникает необходимость решения ряда основных задач:

- архитектурное освещение должно быть выражено живописным изображением освещенного объекта, как можно более достоверным, документальным;
- архитектурное освещение должно быть функциональным: должно обеспечивать необходимую освещенность для ориентации водителей и пешеходов, а также бизнес-клиентов и персонала;
- архитектурное освещение должно быть экологичным, надежным и долговечным, энергосберегающим и простым в эксплуатации.
Отсюда и возникает понятие архитектурного освещения, как средства светового живописного изображения здания или сооружения, с целью создания эмоционально чистого и экологичного образа в ночном среде города.

Анализ архитектурного освещения стран Востока и Запада очевиден, взяв в пример прием заливающего освещения. В странах Востока в общей массе преобладает цветное свечение дешевых металлогалогенных и галогенных софитов, обладающее повышенной яркостью и высокими мощностями осветительных установок, варьирующимися от десятков до сотен кВт. Страны Запада еще с середины XX века боролись за энергосбережение и, на сегодняшний день, получили практически повсеместно энергосберегающие проекты архитектурного наружного освещения на основе дорогостоящих светодиодных и маломощных металлогалогенных ламп, потребляющие в основной массе от единиц до десятков кВт. Однако, очевидно, что и Запад и Восток все равно сойдутся на пути всеобщего энергосбережения.

Уже сегодня в России возрастает число проектов архитектурного освещения, где потребляемая мощность должна варьироваться в пределах 2-3 кВт! На сегодняшний день, обеспечить такое энергосбережение можно лишь самыми высокотехнологичными разработками в области освещения. Одними из таких разработок – являются светодиоды - твердотельные светодиодные источники света, в основу которых заложен принцип так называемого «холодного» свечения, т.е. свечения, не за счет нагрева, а за счет физико-химических процессов в кристаллах полупроводников.

Преимущества применения светодиодных источников света в архитектурном освещении
 

Эффективность светодиодов очевидна: на сегодняшний день, учитывая развитие светодиодных технологий менее, чем на 10% отImage возможных, светодиоды «CREE» обеспечивают светоотдачу 114 Лм/Вт при цветопередаче близкой к солнечному свету. На сегодняшний день светодиоды обладают рекордным энергосбережением, превышающим металлогалогеновых ламп.

Применение надежных и технологичных светодиодов в архитектурном освещении решает массу проблем с энергосбережением, снижением затрат на эксплуатацию до нуля и мн. др.

При обеспечении оптимального питания данные светодиоды через 100 тыс. часов теряют 15% своей яркости. При средней продолжительности работы источников света 12ч/сут. их срок службы может составлять до 22 лет! За это время можно 22 раза поменять металлогалогеновые лампы и 5 раз корпуса осветительных приборов и в качестве бонуса получить снижение затрат на энергосбережение до 10 раз.

Большую часть светодиодов, используемых для освещения, можно разделить на 2 группы: 5-ти миллиметровые (high brightness 5mm LED) и 1-но ваттные (high power 1W LED).

Все вышеуказанные показатели надежности и срока службы приведены для 1Вт светодиодов. Для 5мм светодиодов в среднем все показатели надежности можно смело делить на 2-3. Очень часто, компании, использующие дешевые приборы на основе 5мм светодиодов, сравнивают их с надежными 1Вт конкурентами. Это сравнение ни в коем случае неприемлемо.

Еще одним преимуществом 1Вт светодиодов перед 5мм является возможность установки вторичной оптики на сам светодиод. Использование оптики позволяет сужать, расширять и создавать разные формы световых пятен, что дает очень широкие возможности при их использовании в архитектурном освещении.

Кристалл светодиода – практически точечный источник света, поэтому корпус может быть достаточно миниатюрным. Конструкция корпуса светодиода должна обеспечить минимальные потери излучения при выходе во внешнюю среду и фокусирование света в заданном телесном угле. Кроме того, должен быть обеспечен эффективный отвод тепла от кристалла. Самая распространенная конструкция светодиода – традиционный 5миллиметровый корпус.

При разработке светотехнических устройств с использованием мощных светодиодных ламп одним из важнейших требований является обеспечение адекватного отвода тепла от кристалла светодиода. Высокая рабочая температура перехода со временем приводит к деградации световых характеристик светодиодной лампы: снижается светоотдача кристалла, изменяются характеристики люминофора, у приборов ряда производителей дополнительно падает показатель светопропускания оптической системы. В результате уменьшается долговечность светодиодной лампы, возрастает вероятность ее выхода из строя.

На сегодняшний день существует несколько самых крупных производителей светодиодов в мире:

- «CREE» (США);
- «Osram» (Германия);
- «Lumieleds Luxeon» (США);
- «Seoul Semiconductor» (Ю.Корея);
- «Prolight Opto» (Тайвань);
- «Nincha» (Япония);
- «Edixeon» (Тайвань).
Самые надежные и высокопроизводительные из них – светодиоды «CREE».

Надежность производства светодиодных корпусов обуславливается следующими факторами:

- надежностью самих светодиодов;
- надежностью работ по пайке светодиодов на платы;
- правильно рассчитанным корпусом-радиатором из алюминия, для отвода избытков тепла от светодиодов;
- наличием схем стабилизации по току и напряжению в осветительном приборе;
- решением вопроса герметизации осветительного прибора до нужного значения IP.
Цена светодиодного прибора, безусловно, зависит от стоимости самих светодиодов. Светодиоды при серийном производстве светотехнических изделий составляют самую большую строку в бюджете изготовления светодиодных приборов.

К примеру, стоимость тайваньских светодиодов составляет ~ 60 руб./Вт, тогда как стоимость светодиода «CREE» ~ 200 руб./Вт. Однако, нельзя сказать, что потребляемая мощность светодиодов говорит их эффективности. Самая современная ценовая характеристика светодиодов – это стоимость 100Лм ([Лм] – люмен – единица измерения светового потока, - объема видимого светового излучения источника света).

Имеем, стоимость тайваньских светодиодов – 120 руб./100Лм, американских – 200 руб./100Лм. Отсюда и стоимость разумная цена осветительных приборов: - на основе тайваньских светодиодов ~ 200-300 руб./1Вт или 400-600 руб./100Лм. - на основе американских светодиодов ~ 500-700 руб./1Вт или 500-700 руб./100Лм.

Вот тогда становится понятно, почему, при работе без сверхприбыли, компания реализует 1 светодиодный светильник мощностью 40Вт за 25000 руб., а другой с такой же мощностью - за 12000 руб.

Ежегодно, световой поток самого производительного светодиода каждого из мировых брэндов возрастает стабильно на 20-30%. Примерно в таком же соотношении падает стоимость 100Лм светового потока, а отсюда и стабильное ежегодное падение цен на светодиодные осветительные приборы. Поэтому, следует ожидать от каждого поставщика светодиодных прожекторов ежегодное снижение цен на 10%.


Выбор подрядчика по архитектурному освещению
 

Сегодня, в условиях бурно растущего рынка архитектурного освещения фасадов, немаловажно сформировать идеальный образ компании, оказывающей данный вид услуг, а также некоторые требования к компаниям-подрядчикам.

Современный проект архитектурного освещения долженImage содержать в своей основе концептуальную идею освещения. Сами светоформы должны как бы подчиняться единой цели всего проекта, а не идти порознь, каждая неся в себя свою собственную «оригинальную» идею. Единая цель, в свою очередь, не должна быть взята «из воздуха» или придумана художниками по свету, она должна просматриваться в образе и архитектуре данного здания. Проще говоря, эта идея уже была разработана архитектором здания, значит, необходимо взять ее за основу и реализовать в проекте освещения в виде концептуального светового образа. Эта задача является одной из самых сложных задач с точки зрения проектирования освещения, иначе проект освещения будет недостаточно проработан и у наблюдателей сложится впечатление разрозненности идей.

Вторичной задачей архитектурного освещения является его функциональность и экологичность. Архитектурное освещение должно предусматривать освещение прилегающей к зданию территории, основных входов, подъездов, парковок, пешеходных дорожек, а также предусматривать отсутствие паразитной засветки в окна, «бьющего» в глаза водителям и пешеходам света.

Еще одной целью, сформированной условиями глобального энергодефицита, - является применение энергосберегающих осветительных установок, в частности, светодиодных источников света, благодаря которым проект освещения может быть в десятки раз менее энергоемким.

К целям архитектурного освещения можно отнести стремление к сохранению внешнего вида фасада. Для этого подрядчиков по освещению приглашают на этапах строительства здания.

Стоит отметить, что существуют 3 основных приема архитектурного освещения:

- локальное, - подчеркивающее отдельные элементы;
- контурное, - формирующее световой образ в виде четко выраженных линий;
- заливающее, - плавное и равномерное освещение плоскостей.
Применяя 3 этих основных принципа, художник-светодизайнер обладает мощными инструментами для создания разнообразных световых моделей.

Однако, быстрое развитие рынка архитектурного освещения в купе с практически полным отсутствием научно-методической базы и информационной подготовки в России, способствует бурному росту числа ошибочных проектов, которые за эти средства могли бы быть более выразительными.

Что влечет за собой плохой проект по архитектурного освещения

Все ошибки в архитектурном освещении можно разделить на три группы: проектные, монтажные и эксплуатационные.

Проектные, в свою очередь, включают архитектурныеImage (светокомпозиционные) и светотехнические (расчетные). Проектные неудачи на данном этапе являются корнем зла в реальной практике освещения. Основа любого проекта -цветное живописнографическое изображение освещенного объекта, которое должно быть как можно более достоверным, документальным. Сегодня у заказчиков и в согласующих органах уже не проходятImage проекты в условной графике или в виде инженерных схем расстановки осветительных приборов, как было еще недавно. От художника-светодизайнера требуется как бы качественная цветная фотография с натуры, передающая все особенности реального освещения. Самым распространенным недостатком проектной практики являются беспомощные в графическом отношении (в передаче эффекта освещения) проекты, характерные для начинающих групп светодизайнеров.

Более фундаментальной причиной неубедительных решений служит отсутствие у художников-светодизайнеров художественно-композиционной подготовки. Отсюда масса ординарных, репродуктивных проектов со стандартным набором приемов и средств образной выразительности: из всех количественных и качественных параметров освещения используются два — яркость и распределение света, далеко не всегда удачные по отношению к архитектурной форме.

Одной из самых частых ошибок, связанных с проектной практикой, является чрезмерная и хаотичная «пятнистость» дизайн-проектов, или их случайная «недосвеченность». Эта ошибка проектирования зрительно разваливает объект на фрагменты, не имеющие очевидной и необходимой связи с тектоникой фасада (тектоника, архитектоника - художественное выражение конструктивной системы архитектурного объекта в пластических формах). Упоминавшаяся выше пятнистость освещения фасадов - следствие повсеместного применения приема локальной подсветки, при которой гораздо проще решаются вопросы согласования проектов с энергетическими, геодезическими, имущественными и другими службами. Однако, стоит отметить, что бывают и альтернативные проекты, в своей концепции определяющие отсутствие плавного фона, которые тоже заслуживают признание.

Все больший художественный вред приносит световая реклама, нередко «убивающая» архитектурный памятник по соседству. Об этом много говорится, но реальных сдвигов к цивилизованному «сожительству» ее с городской средой пока не наблюдается.

Эти недостатки относятся преимущественно к архитектурному разделу проектов, то есть они на совести зодчих и светодизайнеров. Но четкую границу между этим разделом и светотехнической частью проекта провести сложно. До сих пор непреодоленной проблемой в реальной практике проектирования наружного архитектурного освещения является перевод цветного графического изображения в светотехнический расчет, обеспечивающий проекту адекватность зрительного впечатления в натуре, несмотря на наличие нескольких компьютерных программ. Они пока еще весьма условны и, давая по результатам расчета правдоподобно-стерильное изображение, могут очаровать лишь неискушенных клиентов. Отсюда, в частности, такие светотехнические ошибки, как неверная по контрастам и рисунку светотень на пластически сложном фасаде, как ослепленность пешеходов неудачно нацеленными прожекторами, как жесткие границы световых пятен на стене и их чрезмерная яркость вблизи приборов локальной подсветки, визуально дематериализующие и деформирующие освещаемую поверхность, и т.п.

Только неточным светотехническим расчетом можно объяснить недостаточные выносы световых приборов от стены, в результате чего целые этажи или важные пластические элементы фасада остаются в тени, образуемой выступающими карнизами, сандриами, балконами. Короткие кронштейны и недостаточно мощные приборы, установленные по низу фасада, оставляют в темноте его верхнюю зону. Роскошные по пластике, цвету и материалу фасады вечером могут быть испорчены неграмотным расположением прожекторов, половина которых бьет в глаза пешеходам.

Следующая группа ошибок - монтажных, является, как правило, следствием не до конца решенных на проектной стадии организационных вопросов, согласований, изучения сложившейся ситуации. Отсутствие соответствующего оборудования (автовышек со стрелой подъема более 30 м) и желания у подрядной организации пригласить специализированные группы альпинистов, делают некоторые крупные объекты недосвеченными в их верхней части.

Традиционно невысока культура работы с деталями осветительных установок - с прокладкой кабеля по фасаду, установкой кронштейнов, распаячных коробок, которые нередко плохо спрятаны, небрежно установлены на пластических деталях и на поле стены, неудачно выполнены по дизайну и свету и т.п.

Эксплуатационные недостатки могут свести на нет достоинства любого проекта. Самыми распространенными и очевидными являются нарушение проектной юстировки (нацеливания) и выход из строя осветительных приборов. Быстрее всего перегорают лампы накаливания, в том числе галогенные, поэтому их дешевизна не должна обольщать заказчика: частая замена их в труднодоступных местах весьма обременительна для эксплуатационных служб, как и чистка стекол световых приборов, которые в грязной воздушной атмосфере города, особенно на уровне нижних этажей, быстро теряют свою первозданную прозрачность.

Эти примеры свидетельствует, что нет идеальных по качеству решений и нет предела совершенству. Чтобы двигаться вперед в искусстве освещения города, нужно внимательно анализировать предшествующие работы.

Резюме

Чтобы грамотно реализовать проект архитектурного освещения его нужно, в идеальном случае, заложить непосредственно в проект строительства самого здания, то есть на этапе проектирования подготовить моменты,Image предусмотренные художником-светодизайнером. Это, безусловно, повысит качество работ и снизит стоимость проекта.

Не самая худшая отправная точка выхода электромонтажных бригад на объект,должна
совпадать с началом работ «фасадных» компаний, гораздо хуже, когда подрядчикам приходится выходить на уже эксплуатируемое здание: привлекать к работе альпинистов, наемную спецтехнику, расшивать листы композитных панелей, коронить в них отверстия, следить за тем, чтобы остекленные и другие элементы отделки фасада не были повреждены. Отсюда и возникают более высокие сметы на работы и оборудование.

Средняя стоимость среднего по сложности проекта архитектурного освещения «под ключ» может колебаться от 500-800 тыс. до 5-8 млн. руб., в зависимости от города, в котором находится здание или сооружение и класса инсталлируемого оборудования. В результате своевременного сотрудничества с компаниями-подрядчиками, часто эту цифру удается снизить на 10-40%.

Качество проекта архитектурного освещения напрямую зависит от стоимости вложенных в него средств и выбора грамотной компании-подрядчика. Отсюда возникают требования к компаниям, выполняющим комплекс работ по архитектурному освещению фасадов:

- наличие в штате компетентных художников-светодизайнеров;
- наличие собственного электромонтажного подразделения;
- наличие в штате инженерно-технических работников;
- собственное производство и лаборатория по тестированию светодиодной техники (возможность тестирования, ремонта и модернизации осветительных установок);
- в наличии минимальный набор осветительных приборов для проведения демонстрации светотехнических возможностей.
Выбор адекватной компании, реализующей проекты архитектурного освещения, в купе с равноценными финансовыми вложениями, обеспечивает высокий уровень производства работ. Архитектурное освещение преображает облик здания в ночной среде города, обеспечивает ориентацию бизнес-клиентов и сотрудников здания, привлекает внимание к зданию, делает его вид более презентабельным. Каждый инвестор самостоятельно определяет насколько это важно для его здания. Однако, фактом остается то, что на сегодня повсеместно городские власти обязывают красиво освещать здания, то есть затрачивать какие-то средства. Отсюда возникает вопрос: если все равно необходимо освещать здание красиво, то почему бы не вложить средства в проект архитектурного освещения?

Александр Комаров

www.westb.ru

 
« Пред.   След. »
Copyright
 
Опросы
Где бы вы купили светодиодную подсветку

Измерение уровня топлива